Социальный педагог
Наименование профессии: социальный педагог
Доминирующий способ мышления: адаптация — координация
Область базовых знаний № 1и их уровень: основы права, психология (возрастная, девиантного поведения), уровень 3, высокий
(теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень: педагогика, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область: педагогика
Межличностное взаимодействие: частое по типу «вместе»
Доминирующий интерес: социальный
Дополнительный интерес: артистический
Условия и характер работы: в помещении, мобильный
Доминирующие виды деятельности:
- работа с трудными детьми и подростками
- постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка
- выяснение причины отклоняющегося поведения
- беседы с классным руководителем
- беседы с ребенком, подростком
- поддержание связи с детской комнатой милиции
- беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка, подростка с целью разрешения вопроса постановки или снятия с профилактического учета
- поддержание связи со школьным психологом (работа с ребенком, подростком на основе психологического обследования)
- работа с родителями, опекунами
- выяснение причины создавшейся ситуации
- консультации родителей
- организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря)
- беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые)
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
- любовь к детям
- развитые коммуникативные способности — навыки общения с людьми
- развитые вербальные способности — умение говорить четко, ясно, выразительно
- хорошая память
- психическая и эмоциональная уравновешенность
- развитые организаторские способности
- способность к сопереживанию
- гибкость поведения
- умение держать дистанцию
- преподавательские способности
- высокий уровень распределения внимания — способность уделять внимание нескольким объектам одновременно
Личностные качества, интересы и склонности:
- склонность к работе с детьми
- умение повести за собой
- высокая степень личной ответственности
- самоконтроль и уравновешенность
- терпимость
- отношение к людям без оценки
- интерес и уважение к другому человеку
- настойчивость
- коммуникабельность
- умение сопереживать
- активность
- тактичность
- требовательность к себе и другим
- наблюдательность
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- агрессивность
- брезгливость
- эгоистичность
- отсутствие организаторских способностей
- отсутствие любви к детям
- психическая и эмоциональная неуравновешенность
- неспособность к сопереживанию
- безответственность
- ригидность мышления — неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды
Области применения профессиональных знаний:
- образовательные учреждения: школы, техникумы, колледжи, ПТУ, вузы
- детские лагеря
- детские турбазы
- детские военные учреждения
- детские колонии
- социальные организации: детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга
- городские и муниципальные учебно-методические центры
История профессии
«Педагогика» в виде правил и наставлений взрослым по уходу за детьми появилась очень давно. Первые системы педагогического воспитания зародились в Древней Греции (IV-V века до н. э.).
В Европе в средние века, в новое время и в эпоху Возрождения появляется большое количество различных педагогических теорий. Наиболее известными педагогами того времени являются Песталоцци, Дж. Локк, Руссо и др. В России большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др.
Должность «социальный педагог» была введена в 2000 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и артистический):- воспитатель детского сада
- прокурор
- адвокат
- косметолог
- арбитр (судья)
- детская медсестра
- психолог детский, подростковый
Учебные заведения, обучающие данной профессии в г. Уфе:
- Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3а, корпус 2, тел. 272–11–16, социально-гуманитарный факультет, специальность — социальная работа
- Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия 450054, г. Уфа, пр. Октября 71/3, остановка ж/д больница, тел.: (347) 237–47–27 www.vegu.ru
- Российский государственный социальный университет в г. Уфа 450000 г. Уфа, ул. Коммунистическая, 39. г. Уфа, ул. Нехаева, 94 (347) 272–04–81, 271–87–46,271–43–34 www.bspu.ru